Как сэкономить на ремонте автомобиля? Покупать оригинальные запчасти и технические жидкости топового качества? Да, это может помочь. Но главное – в регулярном техобслуживании. Признайтесь: вы ведь не всегда меняете фильтры или расходники вовремя, да и неисправности с ключевыми узлами авто устраняете на СТО в последнюю очередь.
Такой подход к автомобилю, особенно, если у него приличный пробег – неправильный. А в некоторых случаях неисправности систем автомобиля настолько серьезные и многочисленные, что разумнее просто отказаться от его использования, так как общая стоимость ремонта будет слишком высокой – за эти деньги можно купить другую машину.

Как понять, что с автомобилем что-то не так?
Вас должны насторожить следующие 10 «симптомов» неисправностей основных систем и узлов машины:
- Предупреждающие значки на приборной панели.Если вы все чаще видите мигающий значок Check Engine, то самое время проверить двигатель. А если загораются и другие индикаторы, то нужно как можно скорее ехать в автосервис на диагностику мотора автомобиля и других узлов. За диагностику вы заплатите намного меньше, чем за капитальный ремонт или замену ДВС.

- Мотор «кушает» много масла и топлива.Если расход топливного масла и бензина/дизельного топлива возрос без объективных причин – это тревожный знак. Игнорировать это не стоит – расход будет только расти, ускорится и износ двигателя. постарайтесь как можно быстрее отправиться на СТО, чтобы определить и устранить признаки поломки двигателя автомобиля.
- Перерасход технических жидкостей.Владельцы подержанных иномарок не следят за уровнем тормозной жидкости, антифриза, фреона в кондиционере, масла в коробке передач, трансмиссионной жидкости и жидкости в гидроусилителе. И зря – проверять их уровень нужно регулярно, высокий расход и утечка – признаки неисправностей узлов авто.
- «Цветной» дым из выхлопной трубы.Синий, голубой, белый, черный – дым в выхлопной трубе может быть любого цвета, но каждый раз это указывает на опасные признаки неисправностей автомобиля. Чаще всего дым говорит о серьезных проблемах с двигателем и сопряженных с ним механизмах. Откладывать визит на СТО не рекомендуется.
- Неисправности ГРМ.Газораспределительный механизм двигателя – важнейший узел мотора, который отвечает за работу системы клапанов и работу поршней механизма. Основная проблема с этим узлом – естественный износ и обрыв. Если этот момент пропустить, то двигателю грозит либо капитальный ремонт, либо замена.
- Стуки и детонация в двигателе.Чем больше пробег авто – тем выше износ мотора. Следовательно, старая машина работает громче новой. Но если стуки и детонация усилились, то двигатель скоро выйдет из строя. Если состояние авто удовлетворительное и вы хотите им пользоваться дальше, то нужно как можно скорее ехать в автосервис на ремонт или замену мотора автомобиля.
- Ржавчина на кузове.Ржавчина – «болячка», которой страдают иномарки с пробегом от 7-10 лет. И даже если машину пригнали из Европы или США, в условиях влажности и перепадов температур кузов и днище покроются ржавчиной довольно быстро. Есть ли смысл ездить на авто, у которого прогнило все – от дверей до капота? Ответ очевиден – лучше купить другую.

- Стучат и скрипят рулевая и подвеска.Если машина постоянно «прыгает» даже на маленьких неровностях, а также скрипит и стучит, то это говорит о неисправностях рулевой системы и ходовой части автомобиля. И дело чаще всего в естественном износе – «убитую» рулевую или подвеску авто нет смысла восстанавливать, нужно либо все менять, включая сам автомобиль.
- Износ коробки передач.Если «механику» еще можно реанимировать, то автоматические КПП не всегда поддаются ремонту при неисправностях. Стоимость новой коробки зачастую слишком высокая, а запчасть с разборки не прослужит долго. Выход один – если основные узлы авто сильно изношены, стоит задуматься о покупке новой машины.
- Сочетание нескольких проблем.Причины неисправностей машины могут быть разными – от износа до использования неоригинальных запчастей или нерегулярной замены масел и технических жидкостей. Если в автосервисе вам перечислили длинный список проблем и озвучили стоимость ремонта авто, то не лучше ли потратить эту сумму на другую машину?
Какие выводы можно сделать, изучив основные неисправности подержанного автомобиля? Если состояние машины хорошее и у нее еще приличный запас прочности, то стоит восстановить работу поврежденного узла, либо заменить его, если бюджет позволяет.
Но если машина сильно изношена, постоянно выходит из строя, да еще и побывала в нескольких ДТП, то за руль лучше не садиться. А деньги, отложенные на покупку запчастей и ремонт, потратить на приобретение другого, более надежного и менее изношенного авто.
С какими неисправностями можно садиться за руль?
Не всегда есть возможность при обнаружении неисправности тут же поехать на СТО. И не всегда это нужно. Вот список проблем, которые не могут серьезно повлиять на управление машиной:
- Вышел из строя лямбда-зонд. Такое случается, если есть неисправности в работе электрооборудования автомобиля. Когда выходит из строя датчик кислорода, блок питания ДВС переключается в аварийный режим. Это ведет к падению оборотов мотора и к увеличению расхода топлива. Автомобиль работает, но визит на СТО требуется.

- АБС. Модуль помогает при управлении на заснеженном или скользком дорожном полотне. Тут все будет зависеть от опыта и навыков. Если водитель может управлять автомобилем без этого модуля, то некоторое время можно продолжать пользоваться авто, так как эта поломка не сказывается на расходе топлива и работу других узлов.
- Подушки безопасности. Аэрбег часто спасает жизнь – это факт. Но их отсутствие или проблемы в работе системы никак не сказываются на управляемости машины. Заправка новых аэрбегов – это дорого. Если пока нет на это денег, то можно отложить ремонт. Но ездить придется аккуратно, без лихачеств.
- Кондиционер. Если он вышел из строя летом, то проводить часы за рулем будет некомфортно. Но на безопасности и работе авто это никак не отразится. Поломки кондиционера, круиз-контроля, камеры заднего вида и парктроника не требуют быстрого восстановления, однако сказываются на комфорте.
Перечисленные неисправности не стоит игнорировать. Пусть они и не опасны для работы автомобиля, но рано или поздно их придется устранить. Помните об этом.
Когда за руль лучше не садиться?
Вот при каких неисправностях запрещается движение автомобиля:
- Неисправная тормозная система. Когда тормоза не работают, садиться за руль не просто опасно, но и недопустимо. Любые протечки тормозной жидкости, появление воздуха в магистрали и другие странности в работе системы – повод отказаться от поездки и доставить автомобиль на диагностику в автосервис.
- Сбои в работе рулевого управления. Если машина не слушается руля, то ехать на ней опасно для жизни. Эта поломка критическая, требуются срочная диагностика и ремонт. Важно, чтобы причина неисправности была определена точно и устранена корректно – от этого зависит дальнейшая эксплуатация авто.
- КПП. Если передачи не переключаются, то аварии не избежать, даже если ехать на небольшой скорости. Любая неисправности коробки передач ведет к быстрому износу всех узлов этого механизма. Каждая поездка со сломанной КПП – лишние расходы на ремонт или замену этого механизма.
- Фаркоп и контрольные лампы. Неисправное тягово-сцепное устройство легко может оторваться, автомобиль начнет кидать в стороны. Неработающие лампы на приборной панели нуждаются в ремонте, иначе вы запросто пропустите критическую ошибку – вы о ней просто не узнаете.
- Система охлаждения и другие узлы. Сбои в работе системы охлаждения – это почти всегда серьезные поломки. Перегрев ведет к выходу из строя двигателя и других основных механизмов машины. А это чревато капитальным ремонтом, который по своей стоимости сравним с покупкой автомобиля.
- Топливная система. Любые неисправности в работе этой системы – повод отказаться от поездки или как можно скорее добраться до СТО. Игнорирование проблемы ведет к опасностям – возгоранию топлива и полному выходу из строя двигателя и других механизмов, замена которых сильно ударит по бюджету.
- Электропитание и электропроводка. Генератор, АКБ и электроцепь должны работать стабильно. Проблемы дадут о себе знать – автомобиль проедет не больше 20-30 км. Чтобы проблемы не застали в дороге, нужно следить за машиной и, при обнаружении «симптомов», сразу ехать в автосервис на диагностику.
Теперь вы знаете, что делать в критической ситуации. При любом раскладе нужно помнить: безопасность – превыше всего. Если машина ведет себя странно, не стоит закрывать глаза на очевидные проблемы или пытаться их устранить своими силами. Нужно как можно быстрее обратиться за помощью к специалистам.
Чек-лист: что и когда нужно менять?
Наша статья была бы неполной без короткого, но очень полезного чек-листа, в котором указаны сроки замены расходников и запчастей. Придерживайтесь рекомендаций из этой таблицы – и ваш автомобиль будет работать долго и стабильно, вам не придется тратить огромные суммы на ремонт и замену запчастей, либо даже на покупку другой машины.
Пробег |
Что менять? |
Зачем? |
10 тыс. км, каждый год |
моторное масло, фильтры – масляный, воздушный, салонный. Щетки стеклоочистителя |
Свежее масло помогает ДВС работать стабильно и защищает механизм от износа. Фильтры регулируют расход топливо и динамику разгона, комфорт в салоне. Щетки обеспечивают качество обзора. |
20-40 тыс. км каждые 2-3 года |
топливный фильтр, свечи зажигания, тормозные колодки, тормозная жидкость |
Топливный фильтр задерживает грязь, пыль, ржавчину, частицы воды, помогает быстро завестись зимой. Тормозные колодки отвечают за безопасность и быстрое торможение. Тормозная жидкость влияет на длину тормозного пути. |
30-50 тыс. км каждые 2 года |
масло в АКПП, включая вариатор и робот DSG |
«Автомат» сложнее «механики»: масло смазывает, защищает от износа, очищает механизмы, поддерживает гидравлическое давление. |
40-80 тыс. км каждые 3-5 лет |
аккумулятор |
Современные АКБ служат не более 5 лет, если они обслуживаемые, то можно и нужно их регулярно заряжать. |
50-75 тыс. км каждые 4-5 лет |
масло в МКПП и раздаточной коробке, замена антифриза ремень ГРМ с роликами |
КПП, раздатка и дифференциал работают в условиях высоких нагрузок. Регулярная замена масел и жидкостей замедляет износ и продлевает срок эксплуатации, повышает износостойкость. |
70-80 тыс. км |
охлаждающая жидкость в радиаторе |
Долив антифриза не устраняет вредный осадок, требуется полная замена с промывкой системы охлаждения ДВС. |
50 тыс. км |
Ремень ГРМ – замена |
Менять ремень ГРМ следует в соответствии с рекомендациями производителя, но при растяжении не стоит ждать – разрыв чреват капитальным ремонтом ДВС. |
100-150 тыс. км |
жидкость ГУР, цепь ГРМ |
Жидкость ГРМ меняют при потемнении или появлении гари. Регулярная замена жидкостей и масел замедляет износ и предупреждает поломки и затраты на ремонт. |
Если вы пока не готовы искать другую машину, то следите за своим авто более тщательно и придерживайтесь простых рекомендаций:
- раз в 2-4 недели проверяйте уровень антифриза, тормозной жидкости, моторного масла;
- каждые 2-3 недели проверяйте давление в шинах и подкачивайте с учетом рекомендаций;
- каждые 20-30 тыс. км пробега проверяйте подвеску и делайте развал-схождение на шиномонтаже;
- всегда покупайте зимнюю резину хорошего качества – минимум 4 мм, меняйте ее не реже, чем каждые 4-5 лет;
- если только купили б/у авто – замените в нем все масла, фильтры, жидкости, свечи зажигания и ремень ГРМ.
Даже самая надежная машина изнашивается. Если вы видите, что коррозия на кузове и днище автомобиля уже не подлежит восстановлению, а его внутренние узлы изношены по максимуму, не стоит продолжать на нем ездить. Отправляйте его на «пенсию» и подыскивайте более надежный и современный транспорт, пусть даже и с пробегом.