Эксплуатация любого транспортного средства невозможна без использования смазочных материалов. Трение металлических частей приводит к быстрому нагреву механизмов до высокой температуры. Отсутствие смазки влечет за собой перегрев и поломку агрегата. Масла защищают узлы и отдельные детали от коррозии и окисления, продлевая срок эксплуатации техники.
Самый большой объем производства и продаж имеют моторные масла для бензиновых и дизельных автомобилей. Смазочные материалы изготавливаются из продуктов переработки нефти или синтетических компонентов, повысить эксплуатационные характеристики жидкостей помогают специальные присадки.
Существует три категории моторных масел, изготовленных на основе различных компонентов:
Синтетические смазки используются в большинстве марок легковых автомобилей. Такие масла произведены на основе химических компонентов, не густеют при отрицательных температурах и гарантируют устойчивую работу силового агрегата при больших нагрузках. Нагрев до высокой температуры не сказывается на характеристиках смазки.
Полусинтетические вещества стоят дешевле и имеют хорошие технические параметры. Выполнены на основе минеральной основы с добавлением синтетических составляющих. Благодаря сочетанию доступной цены и хороших эксплуатационных показателей пользуются спросом на рынке.
Минеральные масла производятся из продуктов переработки нефти и являются самыми дешевыми. Такие смазочные материалы становятся менее востребованными, так как теряют свои характеристики при высокой температуре нагрева и загустевают в морозную погоду.
Кроме моторных, востребованы на рынке трансмиссионные и гидравлические смазочные материалы. Такие масла используются для обеспечения работоспособности узлов трения в КПП на легковом и грузовом транспорте, спецтехнике, дорожно-строительных машинах.
Кроме состава, моторные масла разделяются по нескольким другим параметрам. В соответствии с типом силового агрегата, выделяют смазки для бензиновых, дизельных и турбированных моторов. Существуют жидкости универсального использования, которые можно заливать в дизельные и бензиновые двигатели.
Разница между смазками заключается в составе используемых присадок. Синтетические компоненты предотвращают загустение и вспенивание жидкости, сохраняют рабочие характеристики неизменными на всем интервале эксплуатации масла. Смазки для бензиновых моторов имеют в обозначении символ S, дизельные масла обозначаются литерой C. Второй символ в названии указывает на наличие или отсутствие турбины.
Еще одной важной характеристикой, которая указывается в маркировке масел, является группировка по вязкости и температуре эксплуатации. Большинство современных смазок являются универсальными и могут использоваться в любое время года. Выяснить рабочий диапазон использования, при котором жидкость гарантированно сохраняет свои характеристики, помогает цифро-буквенное обозначение.
Популярное и востребованное на рынке масло 10W-40 эффективно при использовании в диапазоне окружающего воздуха от -10 до +40 градусов. Буква W обозначает адаптацию жидкости к работе в условиях низких температур. Использовать такую смазку можно при температуре до -25 градусов. Жидкости с обозначением 0W и 5W работают при температуре ниже -35 градусов и до -30 градусов соответственно.
При выборе смазки необходимо изучить маркировку и проверить соответствие жидкости типу силового агрегата. Также важно учитывать температурный диапазон использования. При грамотном подборе смазки на трущиеся детали будет оказываться минимальная нагрузка, что положительно скажется на ресурсе узлов и агрегатов.