Тормозные колодки – те части авто, которые подвержены наибольшему износу. Научиться определять степень их износа можно только с опытом, но лучше доверять эту работу квалифицированным мастерам СТО. Диагностика износа – процедура, которая много времени не отнимает, а результаты дает точные.

Если вы в очередной раз заехали в автосервис и получили результаты проверки тормозных колодок со степенью износа 80% и даже выше – придется менять их. И чем быстрее, тем лучше. Дело это затратное. А потому лучше следить за колодками регулярно. Следуйте советам, которые помогут снизить нагрузку на эти элементы и избавиться от расходов на их замену.

Знаете ли вы, что колодки изнашиваются по-разному?

Опытные водители это знают хорошо, а новички – нет. У большинства современных легковых автомобилей передние тормозные колодки дисковые и рассчитаны на максимальные нагрузки, а потому и изнашиваются гораздо быстрее, несмотря на свою прочность. Их средний срок службы – в 1,5-2 раза меньше, чем у задних.

Задние колодки почти всегда барабанные. Они более дешевые, но служат довольно долго в сравнении с передними. Правда, есть и существенный минус – на высоких скоростях барабанным колодкам приходится нелегко ввиду высоких нагрузок. И они тоже могут потребовать замены гораздо раньше положенного срока.

Поскольку изнашиваются задние и передние колодки неравномерно, то и меняют их поочередно – или сзади, или спереди, в зависимости от степени износа той или иной пары. И каждый раз такая замена влетает в копеечку, так как платить надо и за новые колодки, и за работу мастера, а иногда еще и за другие услуги.

Что может сократить срок службы?

В идеале эти механизмы способны проработать как минимум 50 тыс. км без существенных сбоев. Но такие условия обеспечить им практически невозможно, так как всегда присутствуют следующие негативные факторы, которые разрушают целостность структуры материала колодок:

  • Частый нагрев. Возникает в результате постоянных и длительных поездок на автомобиле. Из-за перегрева заживающие элементы тормозной системы быстро изнашиваются.
  • Загрязнения в тормозной системе, которые могут серьезно повредить материал передних и задних колодок, что также значительно сократит срок их службы. 
  • Качество дорожного покрытия. Сильная тряска, частые удары, езда по ямам и ухабам также отрицательно сказываются на состоянии колодок и всей тормозной системы. 

Чем грозит чрезмерный износ? Если диски изношены, а суппорты подклинивают, то износ колодок будет неравномерным, что приведет к ряду проблем:

  • эффективность работы составляющих компонентов тормозной системы снизится;
  • на дисках появятся бурты и борозды, которые будут издавать шум при торможении;
  • станет заметной разница в тормозном усилии на колесах, система перегреется.

Практически все специалисты автосервисов рекомендуют проверять тормозные колодки при каждом ТО, а заменять – по износу.

Можно ли продлить срок службы тормозным колодкам?

Вам не нужно ничего изобретать с нуля, специалисты уже давно успешно применяют несколько простых, но действенных драйвхаков:

  1. Правильная обкатка новых колодок.

    Допустим, вы только что поменяли тормозные колодки. И хотите, чтобы они прослужили как можно дольше. Это осуществимо, если в первый же день провести правильную обкатку. Вот как это сделать:

    • разгоните автомобиль до 50-60 км/ч;
    • плавно снизьте скорость до 10 км/ч; 
    • повторите эти действия до 10 раз. 

    Не допускайте резкого и прерывистого торможения, чтобы тонкое покрытие верхнего рабочего слоя колодок не перегрелось и не повредилось. Важно предусмотреть и тип материала колодок. Лучшие на рынке варианты – полуметаллические. Они долговечные, экологичные и минимизируют нагрузку на тормозные диски и барабаны. 

  2. Вождение без резкого торможения в течение 3-4 первых дней. 

    Зачем это нужно? Чтобы избежать перегрева тормозных колодок. Первые 250-300 тыс. км важно «пробежать» аккуратно. Важно, чтобы материал новых колодок сохранил свои свойства, что положительно скажется на их сроке службы. 

    Если же вы установили специальные колодки из керамики на спорткар, то можно не изменять привычному стилю вождения. Они созданы для жестких рабочих условий – не боятся перегрева. Однако, такие колодки – дорогое удовольствие для профессионалов. 

  3. Старайтесь водить аккуратно.

    Спокойный стиль вождения – лучшая защита от любых проблем с автомобилем, включая тормозные колодки, барабаны и диски. Водить аккуратно легко, следуйте этим рекомендациям:

    • откажитесь от частых и резких ускорений и торможений;
    • замедляйте ход плавно, без резких нажатий на тормоз;
    • тормозите плавно, чтобы избежать «ударов».

    Всего несколько дней аккуратного вождения – и новые правила войдут в привычку. 

  4. Старайтесь тормозить двигателем/передачей.

    Торможение двигателем – преимущество автомобилей с «механикой». Пользоваться им стоит на затяжных спусках и в холмистой местности. Такой маневр позволит замедлить износ колодок в разы. Выполняется маневр на включенной пониженной передаче.

    Если на скорости 100 км/ч включить 4 передачу, то скорость снизится до 80 км/ч. Если включить 3 или 2 передачи, то скорость снизится соответственно до 60 и 40 км/ч. Задействовать тормозную систему можно уже после снижения скорости. Но данный маневр не подходит для автомобилей с АКП, в которых выгоды торможения передачей неэффективны. 

  5. Всегда охлаждайте тормозные диски.

    Нельзя парковать авто с горячими тормозами, особенно, в условиях городской среды, когда циклы «разгон-торможение» повторяются. Постарайтесь охладить колодки в движении, это простое действие не займет много времени, зато убережет элемент тормозной системы от преждевременного износа. Вот как правильно охладить колодки:

    • нужно проехать на скорости 50-60 км/ч примерно 2-3 минуты;
    • пользоваться тормозами во время проезда не рекомендуется;
    • во время движения потоки воздуха отведут высокую температуру. 
  6. Старайтесь не ездить по лужам и грязи.

    Горячие тормозные колодки и вода – не самое лучшее сочетание. Когда вода попадает на перегретые колодки, то металл закаляется. Температурные удары большой силы не идут колодкам на пользу – они быстро стираются из-за множества трещин и деформаций, а также меняющейся геометрии. 

Как видите, следить за передними и задними тормозными колодками автомобиля несложно. Главное – делать это на постоянной основе. Ведь, профилактика неисправностей гораздо дешевле, чем капитальный ремонт и замена запчастей. 

Бережно относитесь к элементам тормозной системы машины – и визиты в автосервис для вас ограничатся лишь плановыми ТО без непредвиденных расходов. 

Полезные видеоматериалы