Роль свечей зажигания в автомобиле очень важна: это они подают "искорку", или электрический разряд, поджигающий топливо в камере сгорания цилиндра, на двигатель. По сути, свеча считается финальной деталью всей цепи. Эта деталь должна работать стабильно и с необходимой мощностью на каждом полном цикле мотора.
Убедиться в важности этой детали поможет весомый факт: одна свеча зажигания выдает искру 500-3500 раз в минуту. Но какими должны быть свечи зажигания? Стабильная работа ДВС зависит от качества искры. Чем лучше поджигается топливо, тем выше мощность двигателя. В противном случае происходят сбои:
Свеча состоит из корпуса, керамического изолятора и пары электродов, на которые подается заряд. Для изготовления корпуса и электродов используют легированную сталь, которая не подвержена коррозии. Изолятор всегда керамический, так как свеча сильно нагревается.
При работающем двигателе боковой и центральный электроды нагреваются до высоких температур, которые приводят к калильному зажиганию. Это воспламенение топливной смеси без участия системы зажигания, только от электродов и резьбовой части. Свечи с высоким калильным числом “холодные”, с малым – “горячие”.
Принцип работы свечи прост: на центральный электрод подается напряжение 25-30 тыс. вольт, что приводит к возникновению между катодом и анодом электрического разряда. Разряд поджигает топливо в цилиндре ДВС.
Важно, чтобы свеча была подобрана с учетом типа мотора. В противном случае самовоспламенение горючей смеси приведет к неконтролируемому росту оборотов, что разрушит двигатель.
Существует несколько типов этих деталей:
Из всех перечисленных типов свечей именно иридиевые обеспечивают лучшую воспламеняемость и имеют ряд других убедительных преимуществ:
Да, иридиевые свечи обойдутся дороже. Но это компенсируется экономией в обслуживании: менять их придется не чаще, чем раз в 5 лет. К тому же, установка таких деталей позволяет облегчить управление машиной и сократить расход топлива.
Чем отличаются все эти свечи зажигания? Сроками эксплуатации. Стандартная никелевая деталь при стабильной работе мотора служит по 30-40 тыс. км. Иридиевые и платиновые свечи служат в 3 раза дольше, до 80-100 тыс. км.
Основная характеристика этих деталей – калильное число. Обозначается оно буквами и цифрами, например, Denso IK20TT или Bosch WR M 7 DPX. Эта величина определяет, в каком тепловом диапазоне может работать свеча зажигания. Оптимальные значения находятся в границах от 400 до 900 градусов.
Единой шкалы измерения калильного числа нет, у каждого производителя свои стандарты. Но чаще всего в качестве индикатора выступает российский ГОСТ, по нему свечи имеют калильные числа 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Как узнать калильное число свечей зажигания? Для этого нужно разобраться в их классификации:
Чем ниже калильное число, тем свеча “горячее”, и наоборот. Изучить калильное число свечей зажигания большинства производителей поможет таблица:
Производитель |
Тепловая характеристика свечи << <холодная……………….. горячая>>> |
||||
ГОСТ |
23 |
20 |
17 |
14 |
11 |
Bosch |
5 |
6 |
7 |
8/9 |
10 |
Beru |
6 |
6 |
7 |
8/9 |
10 |
Champion |
х |
7/8 |
9/10 |
11/12 |
х |
NGK |
7 |
6 |
5 |
х |
|
DENSO |
22 |
20 |
16 |
х |
|
MotorCraft |
х |
22 |
32 |
42/82 |
х |
Prestolite |
х |
22 |
32 |
42/82 |
х |
AutoLite |
3 |
4 |
5 |
х |
|
Brisk |
х |
14 |
15 |
17 |
19 |
Iskra |
95 |
85 |
65 |
55 |
х |
На что влияет калильное число? Свеча с определенными параметрами должна эффективно отводить лишнее тепло, чтобы не перегреваться. Если перегрев случится и температура дойдет до критической точки, то возникнет калильное зажигание.
Если тепловой диапазон не соблюден из-за неправильного выбора свечи, то могут произойти следующие проблемы:
Чтобы выбрать деталь, подходящую для мотора, нужно учесть ряд важных параметров:
В любом ДВС система зажигания настроена тонко, но это не замедлит естественный износ свечей зажигания. Определить степень износа этой детали легко по зазору, выставленному между электродами. Со временем он будет увеличиваться, а сами электроды начнут выгорать.
Какой зазор должен быть между свечами зажигания, чтобы стало ясно, что пора их менять? Более 0,6-0,7 мм. Чем больше зазор, тем слабее искра и пропуск зажигания в цилиндре. Значит, нельзя ждать, пока зазор станет слишком большим. Отдельные умельцы поджимают выгоревшие электроды пассатижами, но это дает результат лишь на короткое время.
Когда же лучше менять свечи зажигания? Понятно, что нельзя ждать, пока они развалятся, тогда выкрутить их будет проблематично. Но у каждой свечи есть самая уязвимая часть. Это изолятор. Если он керамический, то обращаться с деталью нужно аккуратно. Малейшие деформации указывают на необходимость замены.
Эти детали выходят из строя по разным причинам. Как проверить свечи зажигания, если есть подозрения? Важно убедиться в наличии одного или нескольких характерных “симптомов”:
Нередко проблемы в работе свечей зажигания обусловлены неправильным выбором детали относительно параметров двигателя.
Многие неисправности свечей зажигания можно определить по внешнему виду:
Если свеча зажигания работает правильно, то она чистая, без нагара и налета, ее конус желтый или светло-коричневый, электроды в рабочем состоянии, у них нормальный искровой зазор. А вот если свеча перегреется и разрушится, ее осколки могут попасть в камеру сгорания и вывести из строя двигатель.
Эти детали рассчитаны на 25-35 тыс. км пробега. Чтобы не прозевать проблемы, нужно время от времени заглядывать под капот авто и проверять состояние свечей зажигания. Диагностику по виду может выполнить каждый, на наличие неисправностей указывают нагар на конусе зажигания и определенный цвет конуса:
Очистить свечу зажигания от нагара можно наждачной бумагой или металлической щеткой. Заодно нужно проверить зазор между электродами. Если он больше 0,6-0,7мм, то нужно его отрегулировать до этого значения. Часто свечи промывают в бензине, затем высушивают и замачивают в горячем растворе 20%-ного уксуснокислого ацетата.
Очищать свечи от нагара следует через каждые 10-15 тыс. км пробега. Хорошая мера профилактики образования нагара – поддержание температуры в картере на уровне 500-600 градусов Цельсия. При таком нагреве свечи хорошо самоочищаются.
Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут этим деталям работать стабильно в течение всего срока эксплуатации:
Большое значение имеет правильный уход за свечами зажигания. Чтобы менять их реже, следуйте этим правилам:
Помните: несвоевременная замена свечи зажигания может спровоцировать пробой изолятора под давлением на на больших оборотах и повышенных температурах. Это приведет к потере мощности мотора, перерасходу топлива и другим неисправностям.
При покупке свечей зажигания можно столкнуться с подделками. Обычно их “выдают” следующие признаки:
Можно ли как-то застраховать себя от покупки подделки и связанных с этим проблем? Вполне, если заказывать свечи зажигания у официального дилера, который сотрудничает с производителями напрямую или через проверенных поставщиков.
Сейчас все производители рекомендуют определенные типоразмеры свечей к той или иной модели авто. Есть случаи, когда компания-изготовитель прописывает рекомендации по производителям и поставщикам свечей. Подобрать универсальный вариант, который подойдет на любую машину, не получится.
Ответа на вопрос о том, какие свечи зажигания лучше, никто не даст. И даже если вам пытаются расписывать преимущества деталей определенного бренда, то чаще всего это маркетинг. Верить всему, что говорят, или нет, решать самому покупателю. Но продукция топовых производителей качественная, в этом нет сомнений.
Правда, есть один параметр, который во многом определяет качество свечи зажигания. Это ресурс. Почти все свечи изготавливают из легированных сталей. Это сплавы железа, никеля, меди и хрома. Ресурс у таких деталей составляет 10-15 тыс. км пробега. Вот что может произойти с запчастью за это время:
Все эти неприятности случаются даже с самыми качественными свечами зажигания, если не следить за их состоянием. Важно регулярно убирать нагар и менять свечи, когда срок их службы закончился. Диагностику и замену свечей стоит доверить специалистам СТО, если есть сомнения, что самостоятельно эти работы сделать не получится.
Хорошо, если вы придерживаетесь правила “золотой середины” и выбираете свечи зажигания в среднем ценовом сегменте. Понятно, что дешевые запчасти почти всегда неоригинальные и не прослужат долго, но и самые дорогие с электродами, имеющими напыление из палладия, золота или платины, не всегда служат долго.
Конечно, есть отдельные крупные производители, которые предлагают свечи зажигания с платиновыми напайками и иридиевыми электродами. Отчасти это маркетинг и бизнес, но, несмотря на свою более высокую стоимость, такие запчасти действительно медленнее выгорают и имеют увеличенный рабочий ресурс в 50-60 тыс. км пробега.
Так чем же руководствоваться при покупке свечей зажигания? Регламентом, который установил завод-изготовитель. У каждого мотора свои уникальные особенности, которые учитывают разработчики. Правильный выбор – устанавливать оригинальные свечи, это такой же расходный материал, как моторное масло, фильтры и пр.
Хотите как можно реже менять свечи зажигания? Предпочитаете запчасти, которые обеспечивают мотору стабильную работу, а не быстро "убивают" его? Значит, заказывайте свечи в проверенных магазинах автозапчастей и всегда проверяйте их состояние в присутствии продавца. Так вы обезопасите себя и свою машину от проблем.
2009-2023 © МГ-БАЙ – белорусская компания, крупный поставщик автозапчастей в Республике Беларусь.